среда, 5 сентября 2012 г.

Чарльз Спенсер Чаплин

 
 
 
 
Чарльз  Спенсер  Чаплин  родился  16  апреля  1889  г.  в  Лондоне  на
Кеннингтон Род, 287. Его родители - Чарльз Спенсер  Чаплин-старший  и  Ханна
Чаплин (на сцене Лили Герли), были эстрадными  актерами.  Мать  выступала  с
песнями и танцами в различных театрах, в том числе  в  антрепризе  известных
композиторов, авторов популярных оперетт - Джильберта и  Салливена.  Отец  -
обладатель приятного баритона - был в середине 80-х годов очень популярен  в
лондонских  мюзик-холлах.  Ему  неоднократно  приходилось  гастролировать  в
Европе, выступал он и в Нью-Йорке. В его репертуаре встречались  и  песенки,
сочиненные  им  самим.  Сценическая   карьера   Чарльза   Спенсера   Чаплина
закончилась трагически: он потерял голос, лишился ангажемента, стал  пить  и
умер в 1894 г. в лондонском госпитале св. Фомы.

      Ханна Чаплин вскоре после смерти мужа тяжело заболела. В 1896  г.  она
потеряла рассудок. Ее сыновья, Сид и Чарли,  вынуждены  были  самостоятельно
зарабатывать на жизнь.

      Чем только не приходилось заниматься  маленькому  Чарли!  Он  торговал
газетами, работал в парикмахерской, на заводе стеклянных изделий...

      Творческие способности проявились у  Чарли  очень  рано.  Малышу  было
всего два года, когда он выучился чечетке  у  отца  и  исполнению  эстрадных
песенок у матери.

      Многие дети из трущоб Кеннингтона и Ламбета выступали на  тротуарах  в
надежде заработать несколько пенни, но талантливые братья Чаплин были  среди
них наиболее удачливыми. В известной  степени  их  успеху  способствовали  и
своеобразные театрализованные пестрые костюмы.  Один  из  биографов  Чаплина
приводит слова Сиднея Чаплина: "Моя мать  скроила  мне  куртку  из  остатков
своего жакета и своей старой бархатной кофты... Это было бы  не  так  плохо,
если бы  эти  опорки  не  были  разноцветны.  Я  был  очень  огорчен,  когда
мальчишки называли меня  "Иосифом  в  разноцветной  куртке".  Бедняге  Чарли
приходилось еще хуже. Он носил красные чулки матери.

       Маленькому  Чарли,  оставшемуся  фактически   безнадзорным   сиротой,
угрожало принудительное помещение в приют или в работный дом,  что  вряд  ли
оказало бы благотворное влияние на развитие его творческих способностей.

      В 80-х годах методистский проповедник  "генерал"  Вильям  Бутс  создал
своеобразную религиозно-филантропическую организацию, так  называемую  Армию
спасения. Армия спасения развернула в  ряде  городов,  в  первую  очередь  в
Лондоне,  бурную  деятельность  среди  городской  бедноты.  Применяя   грубо
сенсационные приемы, офицеры Армии спасения возродили, по  словам  Энгельса,
"приемы пропаганды древнего христианства".

      Помимо бесплатных  столовых  и  ночлежек  Армии  спасения,  в  Лондоне
существовали  в  те  годы   "Ассоциации   английской   церкви   для   помощи
беспризорным детям", "Национальная  ассоциация  призрения  сирот",  а  также
пресловутый "Дом просветительных учреждений" д-ра Бернардо.

      Весь этот сложный филантропический механизм  был  направлен,  с  одной
стороны, на  религиозное  воспитание  детей,  с  другой  -  на  привитие  им
разнообразных трудовых навыков. В отдельных случаях администрация приютов  и
благотворительных  учреждений  прибегала  к  насильственному  интернированию
детей.

      Чарли удачно избежал "отдачи на  воспитание"  и  отправки  в  "Степни-
хоуз", на фасаде  которого  красовалась  многообещающая  надпись:  "Ни  один
бесприютный ребенок не встретит здесь отказа".

      Но все же  ему  неоднократно  приходилось  сталкиваться  с  различными
филантропическими организациями,  в  частности  он  нередко  посещал  сеансы
волшебного  фонаря  и  так  называемых   туманных   картин,   организованные
приходским   священником.   Чарли   интересовался   при   этом   отнюдь   не
благонамеренным  библейско-евангельским   репертуаром   сеансов   волшебного
фонаря, а бесплатной чашкой кофе, выдававшейся по окончании сеанса.

       К  1898  г.  относится  кратковременное  увлечение  Чаплина   цирком.
"Впервые, - вспоминает он, - я побывал в цирке, когда мне было  восемь  лет.
Это было в Миддльсборо... В то время я не находил ничего более  прекрасного,
чем клоун Лапэн. Признаюсь, что это он внушил мне желание  быть  похожим  на
него. Как я его любил и восхищался им! Представьте себе его со  щеткой  и  с
кастрюлей, отряхивающего с себя какую-то воображаемую пыль. Он вызвал  такие
взрывы хохота у публики, что весь город стремился посмотреть  на  него.  Его
популярность производила  на  меня  огромное  впечатление...  В  те  времена
клоунские антре были построены на экспромтах. Выходя  на сцену,  он  никогда
не знал, что будет делать, но  импровизировал  с  захватывающей  силой.  Вся
программа  держалась  на  нем  одном.  Он  в  равной  мере  был   прекрасным
жонглером, наездником, акробатом, мимом. Бывало, он вскакивал на  лошадь   и
в течение нескольких кругов по арене  показывал  зрителям  целую  драму:  он
любит, ревнует, убивает соперника и, закованный в кандалы, идет в тюрьму.  Я
находил это великолепным, и у меня не было другого  желания,  как  подражать
ему".

       Девятилетний  Чарли  решил  идти  в  цирк   учиться   акробатическому
искусству. "... Я стал учеником акробата, - вспоминал он впоследствии. -  Вы
знаете,  что  такое  жизнь   ребенка-акробата.   Каждый   день   его   жизни
представляет собой ужасную драму. Сколько упражнений  должен  он  проделать,
сколько раз повторить и  сколько  раз  рискует  он  переломать  кости,  пока
достигнет совершенства...

      Одно из упражнений мне не  удалось.  Я  должен  был  проделать  номер,
состоящий  в  следующем:  я  становился  на  пальцы  ног  акробата,   и   он
подбрасывал меня в воздух. Я же должен был выполнить опасное двойное  сальто
в воздухе и, разумеется, встать на ноги.  Но  акробат  бросил  меня  слишком
высоко, я  не  выполнил  прыжка  как  следует,  упал,  шаром  прокатился  по
опилкам, и сломал себе большой  палец.  Если  бы  мне  удалось  это  опасное
двойное сальто, вероятно, я остался бы до конца моих дней  в  цирке...  Один
опасный прыжок отвратил меня от "мира опилок".

      Театральная карьера Чаплина началась в  возрасте  9  лет  в  1898  г.,
когда  его  очередное  хореографическое  выступление  на   улице   привлекло
внимание некоего Джексона, школьного учителя из Ланкашира.  Джексон  еще  до
этого долгое  время  носился  с  идеей  организации  детского  танцевального
ансамбля. Маленький  Чарли   был  им  использован  для  осуществления  этого
замысла.

      Чарли отправился с Джексоном на  север,  ансамбль  кочевал  из  одного
помещения в другое. Это  обеспечило  Чарли  работу  в  течение  двух  лет  и
приносило его семье регулярный, хотя и скудный заработок.

      Попасть на театральную сцену Лондона в конце Х1Х - начале ХХ  в.  было
трудно и в связи со всесторонней монополизацией театрального дела.

       В  такой  обстановке  подростку  Чарли,  уличному  танцору,  пришлось
прокладывать себе дорогу на  театральную  сцену.  Впервые  одиннадцатилетний
Чарли выступил 15 января 1900 г. в только  что  открытом  лондонском  театре
"Ипподром" (выходная роль в пьесе  "Джидди  Остенд"),  где  выступали  урод-
великан Махов, труппа пигмеев, чемпион плавания  Аннет  Келлерман  и  другие
"звезды".

      В течение периода с 1900 по 1913 год Чаплин  сменил  несколько  трупп,
несколько  стилей,  приобрел  опыт  и  мастерство  настоящего   театрального
актера.

      28 ноября  1913  года  состоялось  последнее  выступление  Чаплина  на
театральной сцене. Подписав контракт с  фирмой  "Кистоун",  Чаплин  навсегда
покинул театр и стал киноактером.

      Переход Чаплина из театра в кино был для  него  не  только  "переменой
профессии": он по сути дела означал эмиграцию  из  Англии  в  США.  Уход  из
английского  театра  в  американское  кино  был,   следовательно,   явлением
вторичным, не причиной, а следствием. Чаплин с горечью  вспоминал:  "Мне  не
нравились барьеры, воздвигаемые между классами, чтобы подавить  бедняков,  к
которым принадлежал и я, и, эмигрируя в Америку  сорок  пять  лет  назад,  я
предпочел бы стать там  продавцом  в  мясной  лавке,  чем  в  Англии  лордом
Пибоди".

      Существует очень распространенное мнение, что  и  сам  Чаплин,  и  его
герой творчества Чаплина следует искать лишь в  американском  кинематографе,
что, наконец, Чаплин и театр полярны друг другу во всех  возможных  смыслах.
Эта легенда возникла еще в  начале  20-х  годов,  когда  в  формалистических
поисках абстрактной "специфики" теоретики "чистого  кинематографа"  пытались
вбит клин между кино и театром.

      В свете изложенных выше фактов творческой биографии  Чарльза  Спенсера
Чаплина   легенда   о   его   "сугубо   кинематографическом"   происхождении
оказывается  несостоятельной.  В  кинематограф  Чаплин  -   профессиональный
театральный актер с тринадцатилетним стажем - принес  не  только  виртуозное
мастерство  эстрадного  актера,  но  и  реалистические  традиции  английской
клоунады, традиции демократических народных театров.

      Во всеоружии этого искусства,  предполагающего  какое-то  сатирическое
или  скептическое  отношение   к   "общепринятому",   появился   Чаплин    в
американском кино.

      Этому отношению к "общепринятому"  Чаплин  учился  не  только  у  Дена
Лейно, Литтл Титча и Фреда Карно. Его интересы не ограничивались  искусством
современных ему эстрадных актеров. Он внимательно и пристально изучал  жизнь
и нравы  обитателей  Кеннингтона,  Ламбета  и  Ист-Энда.  Мельчайшие  детали
костюма,   неуловимые    оттенки    походки,    манера    разговаривать    и
жестикулировать,   догонять   переполненные   пассажирами    омнибусы    или
переругиваться с соседями - все это интересовало Чаплина, во  всем  этом  он
видел проявление определенных характеров, сложившихся в атмосфере  нищенских
кварталов Лондона.

      На  всю жизнь он запомнил жалкого слепого нищего,  неизменно  стоящего
у сырой, покрытой  плесенью  стены  моста  Ватерлоо,  его  не  менее  жалкую
больную собаку,  свернувшуюся  калачиком  у  ног  старика,  ханжеский  облик
проповедников  из  Армии  спасения,   смешную   "утиную"   походку   старого
извозчика,  присматривающего  за  лошадьми  у  пригородного  кабака,  унылые
фигуры  уличных  шарманщиков  и  акробатов,  торговца  фруктами  с  жадными,
голодными глазами  и  распухшим  от  водянки  животом,  оборванных  детишек,
играющих на задворках камнями и щепками, и солидных  "бобби"  -  полицейский
подобно восклицательным знакам расставленных на углах и перекрестках...

      Запомнились Чаплину  и  "декорации"  лондонских  окраин,  впоследствии
воспроизведенные  им  в  студиях  "Маджестик",  "Лоун  Стар"  и   "Ла-Бреа":
высокие, уныло однообразные серые дома с маленькими  подслеповатыми  окнами,
узкие, грязные, давно не метенные тротуары, груды мусора  и  железного  лома
на пустырях, лотки с овощами и фруктами,  вывески  молитвенных  домов  Армии
спасения.

      Социальные и классовые противоречия  были  знакомы  Чаплину  с  самого
юного возраста. Та обстановка, та среда, та атмосфера, под влиянием  которых
складывался  характер  молодого  артиста,  его  общественные  симпатии,  его
политические взгляды, его эстетические вкусы, его отношение к жизни и  людям
были одновременно обстановкой, средой и атмосферой, в  которых  зародился  и
вырос появившийся годом позже на экранах США знаменитый Чарли.

      Двадцатичетырехлетний Чарльз Спенсер в 1913 г. еще далеко не до  конца
определился как художник и человек, но уже тогда в его  характере  и  в  его
творческом  методе  были  отчетливо  различимы  черты  будущего  Чаплина   -
гуманиста, реалиста и демократа.

      Первый фильм с участием Чаплина был поставлен в 1914 году.  Последний,
в котором он снимался как актер в 1957 году.  История  не  знала  еще  столь
продолжительной, прижизненной актерской славы. И слава эта с  последней  его
ролью отнюдь не кончилась. Мир не перестал интересоваться  Чаплином.  Каждое
интервью с ним  привлекало  и  привлекает  до  сих  пор  внимание  миллионов
читателей.

      Более полувека  продолжалась  в  художественной  кинематографии  эпоха
Чаплина. Когда он  начал  сниматься  в  Голливуде,  этот  город  был  жалкой
провинциальной дырой. С тех пор он стал гигантской фабрикой иллюзий и  снов,
центром  промышленности,  занявшей  одно  из  ведущих  мест  не  только   на
Американском континенте, но и во всем мире.

      Тысячи звезда за эти полвека взошли и погасли на небосводе  Голливуда,
в том числе и звезд комедии  -  самой  популярной  области  кино.  А  звезда
Чаплина продолжает гореть негасимым пламенем.

      Чем же вызвана, чем обусловлена эта продолжительность эпохи Чаплина  в
кинематографии?  Его  необыкновенным  мастерством?  Да,  Чаплин  -   большой
художник, великолепный артист,  мастерство  которого  связано  с  традициями
демократического  массового  искусства  минувших  веков   -   с   клоунадой,
пантомимой, цирком.

       Но  сказать,  что  секрет  продолжительности  эпохи  Чаплина   в  его
мастерстве - значит далеко не полностью ответить на поставленный вопрос.

      Детальной  и  конкретной  разработкой  сценариев,  каждый  из  которых
поражает  богатством  положений,  эпизодов,  линий,  трюков?  Да,  Чаплин  -
замечательный сценарист  и  режиссер.  Некоторые  из  его  сценариев  ("Огни
большого  города",  "Новые   времена",   "Диктатор")   являются   настоящими
шедеврами   кинодраматургии.   Но   и   этот    ответ    оставит    читателя
неудовлетворенным.

      "Я могу точно сказать, - рассказывает Чаплин о первых годах  работы  в
Голливуде, - когда у меня впервые появилась мысль придать  своим  комедийным
фильмам еще одно измерение. В картине "Новый привратник" был  эпизод,  когда
хозяин выгоняет меня с работы. Умоляя его сжалиться,  я  начинал  показывать
жестами, что у меня куча детей, мал мала  меньше.  Я  разыгрывал  эту  сцену
шутовского отчаяния, а тут же стояла наша старая актриса Алиса  Девенпорт  и
смотрела на нас. Я случайно взглянул в ее сторону  и,  к  своему  удивлению,
увидел ее в слезах.

      - Я знаю, что это должно вызывать смех, - сказала она, -  но  я  гляжу
на вас и плачу.

       Она  подтвердила  то,  что  я  давно  уже   чувствовал:   я   обладал
способностью вызвать не только смех, но и слезы".

      О том, что фильмы Чаплина представляют  собой  своеобразное  сочетание
смешного и трогательного, упоминается во всех  статьях,  книгах,  рецензиях,
посвященных его творчеству. Так, может быть,  в  этом  заключается  разгадка
секрета, о  котором  мы  говорим?  Да,  то,  что  он  обладает  способностью
"вызывать не только смех, но и слезы", частично  объясняет  секрет  Чаплина,
силу воздействия его искусства. Но это все же не истина, а  только  одна  из
догадок на пути к истине.

      Какие бы объяснения мы ни предлагали, ни  одно  из  них  не  даст  нам
исчерпывающего ответа на поставленный выше вопрос. И для того, чтобы  решить
"загадку Чарли", необходимо прежде всего ответить на другой  вопрос.  В  чем
смысл творчества Чаплина? В чем его пафос?

      Как и всякий большой художник, он создал свой, особый мир,  в  котором
живет постоянный герой - Чарли,  живут,  радуются,  любят,  страдают  другие
персонажи его фильмов. Каким законам  подчинен  этот  мир?  Как  движется  и
развивается его история?



      Вспоминая ленты Чаплина, мы  почти  никогда  не  вспоминаем  отдельных
положений и трюков. Разумеется, нельзя забыть его маску  (котелок,  огромные
равные башмаки, нелепую походку),  но  мы  мгновенно  и  безошибочно  узнаем
характер - великодушие, инфантильность, неустроенность,  озорное  лукавство,
легкомыслие. И мы помним не только  характер,  но  и  судьбу,  постоянную  и
безжалостную. Мы знаем, что герою Чаплина не везет, что  какие  бы  блага  и
богатства ни были в его распоряжении, он все  равно  потеряет  их  и  уйдет,
удаляясь от зрителя по пустынной дороге. Иногда у нас  появляется  ощущение,
что мы хорошо, почти интимно с ним знакомы. Он  разделил  все  горести,  все
беды нескольких поколений людей. Он был бродягой и безработным. Он  выступал
в роли миссионера и агента "Армии спасения", он  ночевал  под  мостами  и  в
ночлежках, он призван был в армию и долгое  время  провел  в  окопах  первой
мировой войны, он испробовал множество профессий: подметал улицы и  стоял  у
конвейера на огромном современном заводе, был боксером и ночным  сторожем  в
универмаге, работал в цирке и сидел в тюрьме, искал золото и воровал.

      Вспоминая фильмы Чаплина, мы вспоминаем его  жизнь.  Она  продолжается
из картины в картину, как будто это единая биография  вымышленного  Чаплином
человека.

      Конечно, зритель,  которому  довелось  увидеть  только  один  фильм  с
участием Чаплина, получит достаточно  ясное  представление  о  мастерстве  и
главной теме этого актера. Но подлинный смысл  его  творчества  раскрывается
только при сопоставлении всего им созданного.

      Образ Чарли и те идеи, которые воплощены в этом образе, в  отличие  от
творчества других комедийных актеров кино, иногда не  исчерпываются  сюжетом
отдельного фильма. Чарли  участвует в настоящем,  в  тех  событиях,  которые
проходят перед зрителем, но ему принадлежит и  будущее.  Вот  почему  фильмы
Чаплина, как правило, не имеют конца. Много  раз  повторявшийся  финал  этих
фильмов - уход от зрителя по  дороге,  куда-то  в  глубину  кадра  -  всегда
означал одно и то же: жизнь этого человека не кончилась, он  идет  навстречу
новым приключениям, новым горестям и  радостям.  Мы  всегда  знаем  о  Чарли
больше, чем  рассказывал  фильм,  и  завершение  фильма  вовсе  не  означает
завершения судьбы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий